Северо-Кавказский федеральный университет совместно с Уполномоченным по защите прав предпринимателей в Ставропольском крае провел исследование потребностей бизнес-сообщества в квалифицированных кадрах и научно-исследовательских работах. Опрос показал противоречивую ситуацию: компании заинтересованы в специалистах, но не желают вкладывать в них деньги и проявлять интерес к науке и инновациям.
В исследовании участвовали почти 200 респондентов. Среди них 58,4% составили индивидуальные предприниматели, 30,8% — представители ООО, 9,1% — акционерных обществ и 1,7% — открытых акционерных обществ.
Результаты выявили парадокс регионального рынка труда. Ставропольские предприниматели нуждаются в молодых кадрах (48,6%), однако не готовы инвестировать в их подготовку собственные средства (72,8%). Использовать личные вложения бизнес не стремится и в научные исследования. Опрос продемонстрировал низкий уровень готовности компаний к научному сотрудничеству и инновациям.
«Ставропольский бизнес, работая преимущественно на локальных и региональном рынках, находится в ловушке короткого горизонта планирования. Сегодня образование воспринимается многими не как инвестиция с отложенной прибылью, а как прямые и рискованные издержки. Предприниматель боится, что обученный им сотрудник уйдет к конкуренту, поэтому занимает выжидательную позицию потребителя, а не партнера», — рассказал доцент кафедры социологии и социальных инноваций Высшей школы креативных индустрий СКФУ Александр Гапич.
Местные компании демонстрируют интерес к образовательным программам, но слабо вовлечены в просветительские и социальные проекты. Чтобы преодолеть разрыв, необходимо развить гибкие форматы взаимодействия между университетом и предпринимателями — стажировки или совместные учебные инициативы. Также среди рекомендаций — активнее продвигать научные разработки, демонстрируя их практическую пользу для предпринимательского сообщества региона.
«Университетам нужно менять язык общения с бизнесом. Вместо абстрактной науки нужно продавать конкретные прикладные решения, экономящие деньги предпринимателя здесь и сейчас. А форма взаимодействия должна постепенно уходить от простой покупки кадров к гибким стажировкам и проектной работе, где бизнес видит результат еще до того, как потратит деньги», — добавил эксперт.
Дополнительным барьером стала недостаточная информированность предпринимателей о грантовом финансировании и механизмах сотрудничества с университетами. Многие бизнесмены не желают разбираться в этом вопросе, полагая, что грант — это высокая бюрократическая нагрузка и сложность в оформлении заявок и отчетности.
Для налаживания связи между бизнесом и университетом эксперты СКФУ выделили несколько ключевых задач: стимулирование участия компаний в научных исследованиях и разработках, повышение интереса предпринимательского сообщества к образовательным программам, расширение цифровой трансформации бизнес-среды региона и содействие в повышении уровня профессиональной подготовки кадров. |