Ученые Северо-Кавказского федерального университета создают первую в России интегрированную платформу «Спасатель» на основе технологии технологии «интернета беспилотных авиационных вещей» (Internet of Drones, IoD). Система позволит сократить время обнаружения пострадавших при чрезвычайных ситуациях на 30-50%, заявили в пресс-службе вуза.
Разработка ведется в рамках программы «Приоритет 2030» при поддержке Министерства науки и высшего образования России. В отличие от одиночных дронов, система представляет самоорганизующуюся экосистему беспилотников различных типов — от самолетных моделей для охвата больших территорий до мультикоптеров для детального обследования завалов.
Группа аппаратов взаимодействует по принципу роевого интеллекта, самостоятельно распределяет зоны ответственности, выстраивает оптимальные маршруты облета и обменивается данными в режиме реального времени. «Мозгом» каждого дрона выступает бортовой искусственный интеллект, способный обрабатывать информацию с тепловизоров и видеокамер высокого разрешения без передачи данных в центр.
Алгоритмы глубокого обучения позволяют системе автоматически распознавать людей и технику, определять характер повреждений инфраструктуры и прогнозировать развитие ситуации. Обработанная информация поступает в единый облачный центр, где формируется динамическая 3D-карта района бедствия.
«Разрабатываемый комплекс объединяет рои дронов, бортовой искусственный интеллект и облачную аналитику, он предназначен для кардинального повышения эффективности работы МЧС и других служб реагирования в условиях чрезвычайных ситуаций. Его ключевая задача — в автоматическом режиме сократить на 30-50% время обнаружения пострадавших и оценки ущерба, что напрямую влияет на спасение человеческих жизней», — отметил руководитель проекта Вячеслав Петренко, завкафедрой организации и технологии защиты информации СКФУ.
Система адаптируется к различным сценариям катастроф — от землетрясений и лесных пожаров до наводнений и схода лавин. Платформа также предусматривает функцию доставки медикаментов, средств связи и других грузов первой необходимости в зону бедствия.
Ученые уже испытали прототип беспилотника самолетного типа с продолжительностью полета более двух часов и дальностью маршрута до 150 км. В 2026 году запланированы первые полномасштабные полевые испытания совместно с региональными службами МЧС.
Университет ведет переговоры о партнерстве с профильными ведомствами и промышленными компаниями. В перспективе «Спасатель» может найти применение в охране труднодоступных объектов, мониторинге критической инфраструктуры и точном земледелии. |