Компании ведут бизнес на глобальном уровне, защита бренда становится важной задачей. Регистрация товарного знака позволяет компаниям обезопасить интеллектуальную собственность и предотвратить несанкционированное использование фирменного наименования, логотипа или слогана. Однако процесс регистрации бренда имеет особенности в разных странах. Россия Россия — привлекательный и развивающийся рынок. Защита бренда здесь не менее важна, чем в других странах. Регистрацией товарных знаков в РФ занимается Федеральная служба по интеллектуальной собственности (Роспатент). Полная регистрация бренда в России включает несколько этапов. Во-первых, необходимо провести предварительный поиск на уникальность обозначения. Затем подается заявка в Роспатент с указанием классов МКТУ, к которым относятся товары/услуги. После формальной экспертизы и экспертизы по существу товарный знак вносится в Государственный реестр. Одна из особенностей российского законодательства — регистрация «общеизвестных» товарных знаков. Этот статус присваивается брендам, которые в результате интенсивного использования стали узнаваемыми среди потребителей. Общеизвестные знаки получают усиленную защиту — правовая охрана не ограничивается конкретными классами МКТУ. Также в России действует национальный принцип исчерпания прав на товарный знак. Это означает, что параллельный импорт товаров без согласия правообладателя на территорию РФ запрещен. Срок действия регистрации товарного знака в России составляет 10 лет с возможностью продления каждые 10 лет неограниченное количество раз. Важно учитывать, что неиспользование знака непрерывно в течение 3 лет после регистрации станет основанием для досрочного прекращения правовой охраны по требованию заинтересованного лица. Еще одним нюансом является то, что в России правовая охрана предоставляется только зарегистрированным товарным знакам. В отличие от некоторых других стран, сама по себе подача заявки еще не дает заявителю приоритета и исключительных прав на обозначение. США В Соединенных Штатах за регистрацию товарных знаков отвечает Ведомство по патентам и товарным знакам США (United States Patent and Trademark Office, USPTO). Чтобы зарегистрировать бренд в США, необходимо подать заявку в USPTO и пройти экспертизу на предмет отсутствия сходства с уже зарегистрированными знаками. Особенность американской системы — принцип «use it or lose it» — товарный знак должен использоваться в коммерческой деятельности, иначе через определенное время (обычно 3 года) он может быть аннулирован по заявлению третьих лиц. Также в США действует доктрина «первого использования», согласно которой приоритет имеет тот, кто первым начал использовать товарный знак, даже если он не зарегистрирован. ЕС На территории Европейского Союза действует единая система регистрации товарных знаков, администрируемая Ведомством интеллектуальной собственности ЕС (European Union Intellectual Property Office, EUIPO). Подача одной заявки позволяет получить охрану товарного знака сразу во всех странах ЕС. Экспертиза также проводится централизовано. Однако стоит учитывать, что в случае отказа в регистрации на уровне ЕС, придется подавать национальные заявки в каждой стране отдельно. Товарный знак ЕС действует в течение 10 лет с возможностью продления. В отличие от США, нет жестких требований по использованию знака, хотя неиспользование в течение 5 лет — основание для оспаривания. Китай Китай — крупнейший мировой рынок, привлекательный для иностранных компаний. Регистрация товарных знаков здесь имеет специфику. Во-первых, в Китае действует принцип «first-to-file» — охрана предоставляется тому, кто первым подал заявку, независимо от фактического использования знака. Во-вторых, Китай использует Международную классификацию товаров и услуг (МКТУ) для целей регистрации знаков. Нужно четко указать классы МКТУ, к которым относятся товары/услуги. В-третьих, значение имеет перевод бренда на китайский язык. Рекомендуется регистрировать как оригинальное название латиницей, так и перевод на китайский. Процесс регистрации в среднем занимает 12-18 месяцев. Международная регистрация брендов Для компаний, планирующих зарубежную экспансию и желающих защитить бренд в нескольких странах одновременно, есть возможность международной регистрации товарных знаков по Мадридской системе. Мадридская система, администрируемая Всемирной организацией интеллектуальной собственности (ВОИС), позволяет подать одну заявку для регистрации в 123 странах-участницах Мадридского соглашения и Протокола. Преимущество Мадридской системы — упрощенная процедура подачи заявки и снижение расходов по сравнению с регистрацией в каждой стране отдельно. Однако важно учитывать, что решение о регистрации принимается национальными ведомствами. Отказ в одной из стран не влияет на регистрацию в других. Кроме того, международная регистрация зависит от базовой национальной — в случае аннулирования базового знака в течение 5 лет, международные регистрации также будут аннулированы. Регистрация бренда — необходимый шаг для компаний, стремящихся защитить интеллектуальную собственность на внутреннем и международном рынках. Однако процесс регистрации имеет особенности в зависимости от страны. США с их системой «первого использования», ЕС с единой процедурой регистрации, Китай с принципом «first-to-file» и необходимостью перевода бренда на китайский — нюансы необходимо учитывать при выборе стратегии защиты бренда. Международная регистрация по Мадридской системе станет инструментом для компаний, планирующих экспансию на зарубежные рынки. Но и здесь есть тонкости, которые нужно принимать во внимание. Регистрация бренда — это комплексный процесс, требующий тщательной подготовки и экспертизы. Компаниям рекомендуется обращаться к специалистам по интеллектуальной собственности для оптимальной стратегии защиты брендов с учетом особенностей целевых рынков. |