Государственная система «Платон» является одним из источников пополнения Федерального дорожного фонда и, соответственно, важным инструментом ускорения ремонта и строительства федеральных дорог и мостов. За десять лет работы система перечислила в фонд более 350 млрд рублей, что позволило реализовать масштабные дорожные и строительные проекты.
Только в 2024 году поступления от «Платона» превысили 52 млрд рублей. Эти средства обеспечили ремонт 485 км дорог федерального значения и замену покрытия ещё на 384 км. В результате были проведены работы по реконструкции сотен мостов, приведению в порядок десятков тысяч километров трасс и внедрению комплекса мер по повышению безопасности движения.
Одним из примеров эффективного использования средств стал Белореченский мост в Краснодарском крае. С 2016 года регион получил от «Платона» более 500 млн рублей; за счёт этих средств был построен новый мост, по которому теперь ежедневно проезжают свыше 10 тысяч автомобилей, обеспечивая беспрепятственный выход на трассу М4 «Дон» и доступ к Черноморскому побережью.
Система также охватывает крупную базу перевозчиков: в Ставропольском крае зарегистрировано 29 тысяч перевозчиков и более 13 тысяч грузовиков. По всей стране в «Платоне» зарегистрировано свыше 1,9 млн большегрузов и около 893 тысяч перевозчиков. Южный и Северо-Кавказский федеральные округа входят в число лидеров — суммарно перевозчики из двух округов зарегистрировали более 240 тысяч грузовых автомобилей.
Эффект от работы системы очевиден: финансирование через «Платон» стало одной из надёжных основ для реализации проектов по расширению дорог, строительству развязок и мостов, а также по повышению безопасности на трассах, что положительно сказывается на экономическом развитии регионов и страны в целом.
Вместе с тем система сталкивается с проблемами, обусловленными внешними факторами. В некоторых южных регионах перевозчики фиксируют влияние средств радиоэлектронной борьбы (РЭБ), которые создают помехи для GPS/ГЛОНАСС и нарушают работу бортовых устройств «Платона». Это может приводить к искажению или пропаже сигналов, неправильной регистрации прохода под контрольными рамками и ошибочному начислению штрафов за якобы неисправные приборы.
С 1 сентября 2025 года в постановление Правительства РФ № 504 внесены уточнения, которые регламентируют работу «Платона» и порядок списания платы. При возникновении пропусков данных вследствие внешних воздействий (например, глушение сигналов или помехи ГНСС) система теперь автоматически восстанавливает маршрут. В таких случаях списание средств производится только за реально пройденные участки, при этом штрафные санкции не применяются.
Новый механизм восстановления маршрутов уже показал положительную динамику: по предварительной оценке, поступления в Федеральный дорожный фонд выросли примерно на 25%, а число нарушений сократилось в 2,5—3 раза. Эти изменения сделали условия работы на рынке грузоперевозок более прозрачными и справедливыми, что повышает защиту добросовестных перевозчиков. |