Онлайн-шопинг вызывает выброс дофамина и эндорфинов, создавая ощущение эйфории. При этом безграничный выбор, постоянные акции и страх пропустить выгоду формируют настоящую зависимость, считает психолог Наталья Волоскова.
«И видеохостинги, и маркетплейсы обеспечивают легкий доступ к контенту/покупкам, предоставляют возможность уйти от негативных эмоций или скуки и активируют в мозге систему вознаграждения, вызывая выброс „гормонов удовольствия“ — дофамина и эндорфинов, что создает ощущение эйфории. Всё это делает их притягательными и способствует формированию зависимости от быстрых, но кратковременных удовольствий», — объяснила профессор кафедры общей психологии и психологии личности психолого-педагогического факультета Северо-Кавказского федерального университета.
Специалист рассказала, что справиться с импульсивными покупками можно:
- осознайте свои триггеры для покупок;
- установите четкий бюджет;
- составляйте список нужных вещей заранее;
- отпишитесь от рекламных рассылок;
- избегайте шопинга во время стресса.
Также эксперт СКФУ посоветовала родителям проводить больше времени с детьми, учить их финансовой грамотности, поощрять увлечения, не связанные с потреблением, и контролировать время, которое они проводят в интернете. |