28 августа в правительстве Ставропольского края состоялось первое заседание краевой межведомственной комиссии по вопросам социально-экономического развития в обновленном составе. Участие в заседании комиссии под руководством председателя правительства Ставропольского края Юрия Тыртышова приняли первый заместитель, заместители председателя краевого правительства, депутаты краевой Думы, руководители органов исполнительной власти, представители бизнеса и общественных организаций.
Открывая заседание комиссии, глава правительства Ставропольского края обозначил основные направления ее работы на ближайшую перспективу. Особое внимание - востоку края. В связи с чем Ю.Тыртышов предложил создать в рамках комиссии рабочую группу по социально-экономическому развитию восточных районов. Другая рабочая группа создается для адаптации краевой экономики к условиям членства России во Всемирной Торговой Организации. «В настоящее время крайне важно просчитать все риски для нашего края, связанные со вступлением в ВТО: проанализировать ситуацию в промышленности, определить наиболее уязвимые виды экономической деятельности и принять меры по адаптации к работе в новых условиях. Решать все эти вопросы будет создаваемая в настоящее время рабочая группа», - отметил председатель краевого правительства. Еще одна новая рабочая группа создается в целях оптимизации предоставления государственных и муниципальных услуг в Ставропольском крае. Одновременно упраздняется рабочая группа по выявлению незаконной предпринимательской деятельности. «Будет правильно передать в соответствии с законодательством Российской Федерации решение вопросов, касающихся выявления незаконной предпринимательской деятельности, на уровень правоохранительных и налоговых органов», - пояснил Ю.Тыртышов.
В повестке заседания комиссии значились несколько вопросов. Так, заместитель начальника управления труда и занятости населения Ставропольского края Борис Семеняк проинформировал членов комиссии о решении приоритетной задачи - наполняемости «банка вакансий рабочих мест» работодателями, осуществляющими деятельность на территории Ставропольского края. В 2010 году, когда во всех сферах экономики еще ощущалось влияние финансово-экономического кризиса, служба занятости приступила к разработке комплекса мер для обеспечения баланса спроса и предложения на рынке труда. На пике кризиса Ставропольский край сумел устоять перед волной массовой безработицы, обеспечив заработками пришедших в службу занятости благодаря реализации специальных программ и мероприятий по снижению напряженности на рынке труда. За три года (2009-2011 годы) численность участников мероприятий программ занятости составила 900 тыс. человек, а объем финансирования – более 4 млрд рублей. В результате количество безработных за три с половиной года (по состоянию на текущую дату) сократилось с более чем 40 тыс. до 18,6 тысяч человек. Уровень регистрируемой безработицы со значения 2,8% экономически активного населения снизился до 1,3%. «И это самый низкий показатель за последние несколько лет», - отметил Б.Семеняк, добавив, что общая безработица в Ставропольском крае по методологии Международной организации труда сократилась с 8% до 5,4%, что является самым низким показателем не только в регионах СКФО, но и на Юге России.
Однако, поскольку проблема занятности все еще остается, и особенно остро – в отношении инвалидов, граждан предпенсионного возраста и молодежи без опыта работы, управление занятости ставит задачу создать действенную систему, ориентированную на максимальную занятость населения. И здесь обязательное условие - формирование полноценного банка вакансий. Так, доля работодателей, заявивших текущую потребность в кадрах в 2010 году, не превышала 3,3% от общего количества хозяйствующих субъектов. И это без учета индивидуальных предпринимателей. Осенью 2010 года краевое правительство утвердило порядок предоставления работодателями сведений о наличии вакансий в центры занятости. Процесс его исполнения работодателями контролируется управлением труда и занятости, а с особо «непослушными» работает прокуратура. Для удобства предоставления сведений организации Ставропольского края подключаются к информационной системе «Электронный работодатель», что позволяет направлять данные о вакантных местах в службу занятости, не выходя из офиса. Одновременно действует официальный интернет-портал, куда через «личный кабинет» можно подать сведения о вакансиях в электронном виде. В итоге, на сегодняшний день в «банке вакансий» Ставропольского края - более 19 тысяч предложений, тогда как на конец 2011 года заявленная потребность организаций края в работниках составляла 11,2 тыс. человек. Причем не только выросла доля работодателей, предоставляющих сведения о вакансиях, но и изменилась их структура: если раньше количество вакансий по рабочим профессиям и неквалифицированным видам труда составляло до 80% от общего числа, то теперь этот показатель сократился до 63%, что означает появление более полных сведений о потребности в инженерно-технических работниках и специалистах с высшим и средним образованием. «Это дало нам больше возможностей в трудоустройстве. Если в предыдущие периоды мы трудоустраивали не больше 40% всех обращающихся в службу занятости, то теперь этот показатель возрос до 50%», - заключил Б.Семеняк.
Отметив положительный опыт работы службы занятости, Ю.Тыртышов раздал соответствующие поручения руководителям органов исполнительной власти Ставропольского края, а именно - организовать работу по проведению информационной кампании среди организаций, разъясняя необходимость ежемесячного предоставления в центры занятости сведений о потребности в работниках. К работе по наполнению «банка вакансий» будут также привлечены Торгово-промышленная палата Ставропольского края и региональное объединение работодателей «Конгресс деловых округов Ставрополья».
По другому социально-значимому вопросу - необходимости строительства в Ставрополе нового корпуса краевой детской клинической больницы - выступил первый заместитель министра здравоохранения Ставропольского края Андрей Попов. Краевая детская клиническая больница была введена в строй в 1983 году с проектной мощностью 300 коек. К настоящему времени на тех же площадях функционирует уже 500 коек. Более 40% детей с различными патологиями госпитализируются в ее стены по экстренным показаниям, и на сегодняшний день ГБУЗ «КДКБ» уже не удовлетворяет потребности местного населения в специализированной медпомощи. Причем отсутствие необходимой площади не только приводит к скученности больных в отделениях, но и затрудняет возможность открытия новых служб, размещения нового современного оборудования, а, следовательно, внедрения новейших, высокотехнологичных, видов медпомощи детям. Заслушав эту информацию, комиссия поручила профильным министерствам, в частности, краевому Минфину, проработать возможность выделения средств на строительство нового корпуса ГБУЗ СК «Краевая детская клиническая больница» из краевого бюджета, в том числе на проектно-изыскательские работы.
По третьему вопросу - с инициативой создания народных предприятий на территории Ставропольского края выступил депутат краевой Думы Евгений Бражников. В 1998 году в России вступил в силу федеральный закон «Об особенностях правового положения акционерных обществ работников (народных предприятий)». Работник народного предприятия, являясь одновременно непосредственным производителем и акционером – совладельцем, не только получает право участвовать в управлении и принятии решений, но и несет солидарную ответственность за производственные результаты. В соответствии с действующим законодательством в собственности работников народного предприятия (со среднесписочной численностью работающих от 51 человека до 5 тыс. человек) должны быть акции номинальной стоимостью более 75% от величины уставного капитала. Решения общего собрания принимаются по принципу «один акционер – один голос», а размер оплаты труда гендиректора не может превышать десятикратный средний размер оплаты труда одного работника.
По этому вопросу министр экономического развития Ставропольского края Андрей Хусточкин пояснил, что в России положительных примеров, когда в регионах проводится целенаправленная политика по демократизации собственности, чрезвычайно мало. Исключение составляет Кабардино-Балкария, где было создано более 90 народных предприятий. Причем все эти предприятия объединяет их отраслевая принадлежность: 90 из созданных 91 народных предприятий республики являются сельскохозяйственными, и были образованы в период 2003–2004 годов на базе колхозов. Рекомендации по преобразованию колхозов в народные предприятия были даны на высшем республиканском уровне. При этом власти Кабардино-Балкарии преследовали определенную цель - предотвратить образование латифундистского капитализма на земле путем ограничения оборота земель сельхозназначения.
Министр экономического развития отметил имеющийся положительный зарубежный опыт создания народных предприятий, однако подчеркнул, что за рубежом правовое обеспечение различных форм «демократии участия» сопровождается не единичными законодательными актами, а последовательными, систематическими новациями, в том числе введением льготных налоговых режимов для таких организаций. В России – иная ситуация, и потому практика создания такой организационно-правовой формы бизнеса, как народное предприятие, пока не получила значительного распространения на территории нашей страны. В том числе на территории Ставропольского края пока не было зарегистрировано ни одного народного предприятия. Вместе с тем, по словам главы краевого Минэкономразвития, в случае возникновения соответствующих инициатив со стороны организаций и граждан Ставропольского края, министерство готово оказывать им содействие в вопросах создания народных предприятий. |