Эксперты утверждают что в России началось снижение цен на товары в связи с укреплением курса рубля. Например, на маркетплейсе Wildberries отмечается удешевление товаров, в частности, смартфонов китайских брендов. «Wildberries фиксирует статистически значимое снижение цен на смартфоны китайских брендов, при этом в натуральном выражении их продажи за последние недели выросли почти на треть. Частично это объясняется, в том числе, и укреплением курса рубля», — сообщили в пресс-службе Объединенной компании Wildberries и Russ. Представители компании пояснили, что наибольшее влияние колебание валютных курсов оказывает на электронные устройства. Так, в конце первого квартала 2025 года ретейлеры зафиксировали снижение цен на смартфоны iPhone составило в среднем на 10-15%. Изменение стоимости товаров обычно происходит не сразу после изменения курса валют, а имеет отложенный характер. У российских интернет-магазинов товарные партии формируются за несколько месяцев до поставок и рассчитаны на длительный период. Что касается продовольственных товаров, то быстрее всего на укрепление курса реагируют цены на скоропортящиеся импортные продукты, такие как фрукты и овощи. Это связано с незначительными запасами данной продукции у ретейлеров и осуществлением новых поставок по актуальному курсу. Однако обычные граждане снижения цен практически не замечают. Причина такого расхождения кроется в нескольких факторах. Во-первых, официальная статистика учитывает усредненные показатели по всей стране и различным категориям товаров, в то время как потребители оценивают конкретные цены в своих магазинах на наиболее часто покупаемые ими товары. Во-вторых, психологически люди более чувствительны к повышению цен, чем к их снижению. Даже небольшой рост стоимости базовых продуктов вызывает сильную негативную реакцию, а незначительное снижение может остаться незамеченным. Также играет роль «эффект якоря» — после существенного роста цен даже их возвращение к прежним значениям воспринимается не как снижение, а как нормализация. |