Технологию удешевления асфальтобетона разработали учёные Северо-Кавказского федерального университета. Сделать это предлагается с помощью вторичного сырья — модифицированных отходов стекла. Инновация позволит заместить минеральный заполнитель до 20%, удешевит конечную стоимость дорожных работ, а также поможет решить сразу две проблемы: утилизацию стеклобоя и использование альтернативного заполнитель для дорожных бетонов и асфальтобетонов. «Дорожная отрасль — одна из важнейших сфер для экономики нашей страны, в некоторых регионах доля расходов на дорожный фонд может составлять 10% от бюджета. Отмечу, что разработки ученых СКФУ ориентированы на решение практических задач, которые будут иметь ощутимый результат в социально-экономической сфере, в том числе, в такой стратегически важной как дороги России», — прокомментировал ректор СКФУ Дмитрий Беспалов. По оценкам экспертов вуза, объём захороненных и непереработанных отходов стекла на сегодняшний день составляет 20% — 60%. Замена части фракционного состава асфальтобетонной смеси отходами стекла — разумное решение для экономии инертных материалов и повышения характеристик дорожных покрытий, а также для улучшения экологии. Добавление измельченных отходов до определенной фракции стекла будет более энергоэффективным по сравнению с минеральным заполнителем. «Включение отходов стекла в состав минерального заполнителя осуществляется через бункер со смесительными лопатками. Перемешивание продолжается до получения унифицированного состояния смеси. Битум добавляется через отдельный лоток», — рассказал научный руководитель проекта, кандидат технических наук, заведующий кафедрой строительной инженерии Юрий Борисенко. Учёные СКФУ отмечают, что использование отходов стекла в качестве инертного заполнителя позволит снизить нагрузку на окружающую среду, а также повысит физико-механические характеристики асфальтобетона. Таким образом заместить минеральные заполнители удастся на 15-20%. Итоговым продуктом данной технологии является готовая асфальтобетонная смесь, которою можно использовать в дорожных работах без внесения существенных изменений в технологии производства с соблюдением требований ГОСТа. Учёными кафедры были опубликованы результаты исследований в научных статьях, индексируемых в базах данных ВАК и Scopus. На основе проведенных исследований представлен по программе «УМНИК-2023» Фонда содействия инновациям проект, который стал победителем в регионе, рассказали в пресс-службе СКФУ. |