В рамках международной научно-практической конференции «Северный Кавказ: поиск модели ускоренного развития», организованной Северо-Кавказским институтом Российской академии народного хозяйства и государственной службы при президенте РФ, министерство по делам Северного Кавказа провело круглый стол, посвящённый эколого-экономическим моделям рационального природопользования и обеспечения экологической безопасности региона.
В мероприятии приняли участие представители экономической научной школы, бизнес-сообщества, учёные-биологи и специалисты по вопросам технологического развития.
Центральным вопросом стало обсуждение законопроекта о курортном регионе «Особо охраняемый эколого-курортный регион Кавказские Минеральные Воды», а также, в целом, о месте лечебно-оздоровительных регионов и курортов в системе государственных приоритетов.
Как отметил модератор дискуссии, помощник министра РФ по делам Северного Кавказа Сергей Прокопов, важно найти баланс между развитием региона и его экологической сохранностью.
- Кавказские Минеральные Воды являются особо охраняемым эколого-курортным регионом Российской Федерации, поэтому одной из первостепенных задач закона является выработка государственной политики в сфере сохранения и рачительного использования его уникальных гидроминеральных ресурсов, чистого воздуха и природных ландшафтов, санаторно-курортного и рекреационного потенциала. Сегодня мы обсуждаем пути создания сбалансированной эколого-экономической модели развития Кавкминвод через призму закона о курортном регионе. Проблем в регионе накопилось множество, их нельзя решить в одночасье, но закон должен создать легитимную основу для их решения и недопущения в будущем. Мы не имеем права на ошибки, ведь речь о развитии главного федерального курорта России, - заявил Сергей Прокопов.
При этом, как отметили собравшиеся, данная работа должна вестись исключительно при безусловном сохранении особых режимов зон санитарной (горно-санитарной) охраны лечебных ресурсов. Это важно, так как Кавказские Минеральные Воды территориально расположены в границах зон охраны Минераловодского артезианского бассейна, «природной линзы», формирующей уникальные минеральные воды региона. В этом уникальность, неповторимость, но, вместе с тем, и уязвимость курортного региона Кавказских Минеральных Вод.
- На сегодняшний день общий потенциал региона, к примеру, по использованию минеральных вод в целях курортного лечения и промышленного розлива реализуется примерно на 15-20% - отметил Сергей Прокопов. - Но важно понимать, что курортное лечение всегда будет оставаться лидером по приоритетам и развивать розлив нужно с учётом роста потребностей курортов. Кавминводы были, есть и всегда будут находиться в орбите государственных приоритетов, как курортный регион, главной целью которого является оздоровление людей. Один из участников круглого стола, Николай Георгиевич Истошин, в 1994 году, в журнале «Горный воздух», опубликовал статью «Здесь никогда на будет Монте Карло!». Могу только добавить: здесь всегда будет курорт.
В ходе дискуссии, участники круглого стола также обсудили возможные модели партнёрства государства, бизнеса и общества в сфере природопользования. В рамках этого вопроса собравшиеся особо отметили регулирующую функцию государства.
- Формирование рынка санаторно-оздоровительных услуг должно сопровождаться регулированием со стороны государства. Без него невозможно соблюдение социальных критериев развития этой важнейшей сферы. Это и лицензирование деятельности санаторно-курортных организаций, их аттестация и государственная аккредитация, добровольная сертификация санаторно-оздоровительных услуг, профессиональная подготовка и аттестация специалистов – вот лишь небольшая часть направлений, по которым необходимо развивать деятельность, - заявил в ходе встречи доктор биологических наук Виктор Киселёв.
Важное место в дискуссии занял вопрос о возможных эффектах, связанных с увеличением туристического потока в регион. Уже в 2014 году объём инвестиций в экономику только Кисловодска вырос в 1,8 раза по сравнению с предыдущим годом, что говорит о растущем интересе российских и западных инвесторов. На данном фоне новую актуальность приобретают вопросы организации «зелёной» транспортной инфраструктуры, а также необходимость моделирования дальнейшего развития региональных эколого-экономических систем. |