Свыше 90% туристов, побывавших на курортах Северного Кавказа зимой 2014/2015 годов, планируют вернуться на них в новом горнолыжном сезоне. Об этом в ходе социологического опроса, проведенного исследовательским холдингом «Ромир» в феврале 2015 года, заявили 94% респондентов в Приэльбрусье и 98% — на всесезонном туристско-рекреационном комплексе «Архыз».
Комментируя результаты исследования, проведенного по заказу ОАО «Курорты Северного Кавказа», генеральный директор компании Олег Горчев отметил, что во многом они подтверждаются цифрами по объему туристического потока на курортах в течение зимнего горнолыжного сезона 2014/2015 годов. «На «Архызе» по итогам сезона был зафиксирован рост числа посетителей в 2,5 раза — с 35 до 90 тысяч туристов, Приэльбрусье зимой посетило больше туристов, чем за весь прошлый год. Учитывая эту динамику и прогнозы по росту спроса на внутренний туризм, в будущем сезоне турпоток еще увеличится — в частности, по нашим оценкам, на «Архызе» он вырастет в полтора раза. Задача ОАО «КСК» — не только увеличить мощность курортов в соответствии с этим спросом, но и обеспечить высокое качество и широкую линейку туристических услуг, отвечающих интересам любых категорий гостей»,— рассказал Олег Горчев.
Как показал опрос, курорты Северного Кавказа особенно популярны у туристов из Северо-Кавказского, Южного и Центрального федеральных округов. И на ВТРК «Архыз», и в Приэльбрусье более 34% респондентов приехали из Ставропольского края, 14% гостей — из Краснодарского края, третье место делят Ростовская область и Москва — по 13% туристов из каждого региона. Помимо субъектов СКФО — Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкесии, из которых в общей сложности на оба курорта приехало 11% всех гостей, заметную долю в общем турпотоке составляют туристы из Волгоградской области — 4%.
При этом в ходе социологического исследования было отмечено, что целевая аудитория курорта «Архыз» и Приэльбрусья заметно отличается.
Так, 91% респондентов в Приэльбрусье отметили, что приезжают на курорт именно кататься, и всего 9% выбирают его в качестве места для организации семейного отдыха. Более 50% катающихся в Приэльбрусье — люди в возрасте 25-35 лет, еще 14% туристов составляет молодежь в возрасте 15-24 лет. Ключевыми преимуществами этого курорта участники опроса называют оптимальное соотношение цены и качества услуг, широкую известность бренда Эльбруса, высочайшей вершины Европы, как места, обязательного для посещения, и природные красоты Кабардино-Балкарии.
Что касается курорта «Архыз», то сюда для катания на горных лыжах и сноуборде приезжает 73% туристов, тогда как почти четверть всех отдыхающих составляют семейные туристы и туристы с детьми. При этом независимо от цели визита туристы высоко оценивают удобство курорта «Архыз» для спокойного отдыха в кругу семьи, свыше 94% удовлетворены условиями для посещения курорта с детьми. Также ключевыми преимуществами «Архыза» респонденты называют наличие условий для катания детей и начинающих лыжников, дружелюбность и клиенто-ориентированный подход персонала курорта, высокое качество подготовки трасс и приемлемую стоимость отдыха на курорте, в том числе - наличие семейного ски-пасса.
При этом участники опроса на обеих туристических площадках говорили о необходимости расширения имеющейся инфраструктуры. В Приэльбрусье туристы отмечали важность организации более удобного трансфера до территории курорта, строительство дополнительной инфраструктуры размещения, оборудование детских и учебных трасс, повышение качества снежного покрытия на склонах, внедрение услуги вечернего катания — по аналогии с ВТРК «Архыз».
Посетители курорта «Архыз» в Карачаево-Черкесии также отмечают необходимость расширения сети автобусных маршрутов до территории курорта от аэропорта «Минеральные Воды», строительства новых мест размещения и питания, организации досуга гостей курорта в вечернее время, увеличения мощности пунктов проката и продажи ски-пассов.
Работа по развитию курортов в соответствии с замечаниями туристов уже ведется ОАО «КСК». В частности, в 2015-2016 годах в рамках развития Приэльбрусья запланировано строительство третьей очереди канатной дороги «Станция Мир» — «Станция Гара Баши», прокладка и обустройство горнолыжных трасс, проектирование системы искусственного оснежения и, в перспективе, благоустройство поляны Азау для обеспечения комфортного и безопасного пребывания туристов в зоне выката с трасс.
На ВТРК «Архыз» к сезону 2015/2016 годов будет построен еще один подъемник, рассчитанный на 2400 человек в час, и четыре горнолыжные трассы протяженностью 6,8 километров, увеличена мощность проката горнолыжного оборудования с 590 до 1600 комплектов и число парковочных мест до 1300, установлены новые кассы и автоматы по продаже ски-пассов. Также будут введены в эксплуатацию еще 677 мест размещения, увеличено число мест в заведениях общественного питания с 480 до 1250. Максимальная дневная емкость курорта «Архыз», таким образом, возрастет с 3600 до 5000 человек, увеличение мощности курорта составит 56% к показателю текущего сезона.
Социологическое исследование проводилось на территории курорта «Архыз» и в Приэльбрусье с использованием методов качественного и количественного исследования среди мужчин и женщин в возрасте от 15 до 55 лет. Методология качественного исследования представляла собой фокус-групповые дискуссии продолжительностью 1,5-2 часа, количественного — личные формализованные интервью непосредственно на территории ВТРК «Архыз» и горнолыжного курорта в Приэльбрусье. |