Темой очередного заседания пресс-клуба ТПП СК «МедиаКрай» стал перевод государственных и муниципальных услуг в электронный формат. Что это на данном этапе – перспектива или уже реальность для граждан и бизнеса?
В обсуждении этого вопроса приняли участие представители территориальных подразделений федеральных органов власти, администрации краевого центра, Нотариальной палаты СК, а также банковского и риэлторского сообщества. Были приведены примеры успешного межведомственного взаимодействия.
Напомним, руководством страны перед органами власти поставлена задача с 1 июля 2012 года перейти на электронное межведомственное взаимодействие, обеспечив при этом максимально удобное положение дел в этой сфере для граждан. То есть все процедуры получения ими государственных услуг должны стать простыми и понятными, а главное – выполняемыми в срок. Как прозвучало в ходе дискуссии, это потребовало немалых усилий со стороны госорганов. – Услуги, предоставляемые Росреестром, как правило, являются составной частью других государственных и муниципальных услуг. В связи с этим Управлением Росреестра по Ставропольскому краю, – в качестве примера пояснил его руководитель Д. Степанов, – был самостоятельно организован целый комплекс мероприятий, направленных на продвижение государственной услуги Росреестра по предоставлению сведений из Единого реестра прав на недвижимость (ЕГРП) в электронном виде.
В первую очередь ведомство провело серьезную работу с органами государственной власти и местного самоуправления, а также с внебюджетными фондами. Ее результатом можно считать четвертое место, которое заняло краевое управление Росреестра в общероссийском рейтинге службы по предоставлению терорганами сведений ЕГРП в электронном виде. Теперь в систему межведомственного взаимодействия вовлекаются кредитные организации и нотариусы. Ведь предоставление именно им выписок из ЕГРП остается одной из наиболее распространенных причин обращения ставропольцев за этой информацией в Росреестр.
Представители ставропольского филиала Банка ВТБ и Росэнергобанка подтвердили, что дистанционный формат работы с госорганами ими уже отрабатывается на практике. На кредитные организации законом не возложена обязанность самостоятельно обращаться за получением информации, например, от Росреестра в электронном виде, соответствующий законопроект только готовится. Однако ясно, что значительному упрощению и ускорению процесса оформления кредита, ипотеки и или залога способствует как раз избавление клиента от сбора дополнительных документов.
В связи с этим Д.Степанов предложил Торгово-промышленной палате края поддержать инициативу по переходу банковского сообщества Ставрополья на межведомственное взаимодействие с Росреестром, в части получения информации из ЕГРП в электронном виде. По словам вице-президента ТПП СК Б.Оболенца, Палата вполне может оказать содействие в проведении соответствующих обучающих семинаров для бизнеса.
Советник президента Нотариальной палаты Ставропольского края по правовым вопросам А. Некрасова также отметила, что зачастую «устранение» клиента из процесса обмена документами и сведениями делает многие процедуры в разы оперативнее и качественнее. Так, в этом году нотариусы стали использовать возможность получения сведений из ЕГРП в электронном виде от Росреестра, отработано взаимодействие с налоговиками, а еще раньше электронный обмен сведениями был налажен со Сбербанком.
Заместитель руководителя Управления Федеральной налоговой службы по СК Е. Афонина подчеркнула исключительную важность при переходе на межведомственное взаимодействие адресной работы с разными организациями. Налоговики, предоставив госорганам возможность самостоятельно и оперативно получать имеющуюся в их распоряжении информацию о юридических и физических лицах, индивидуальных предпринимателях, зарегистрированных на территории РФ, провели цикл обучающих семинаров. Результатом стало сведение к минимуму случаев «бумажных» обращений госорганов в инспекции. В условиях дефицита времени, выделенного на предоставление услуги гражданину, это важное достижение.
Генеральный директор ООО «2NЕТS» М. Логинов презентовал проект создания так называемой онлайн-приемной как механизма интерактивного взаимодействия граждан с органами госвласти. Это одно из предложений, недавно одобренных федеральными экспертами в рамках апробации на Ставрополье элементов системы «Открытое правительство». По словам М. Логинова, консультируясь в реальном времени со специалистами, неопытные пользователи Интернета могут получить навыки обращения со многими важными сервисами, предлагаемыми госорганами. Такой формат общения населения с чиновниками, как прозвучало, еще подлежит более детальному изучению.
Участники заседания пресс-клуба назвали ряд проблем, которые пока остаются актуальными. На некоторых этапах межведомственного взаимодействия не обходится без каких-то технических проблем, пока не все муниципалитеты и организации по разным причинам готовы активно включаться в работу, обнаруживаются нестыковки и пробелы в нормативной базе и т.д. Но это, как прозвучало, лишь дело времени. Уже никто не сомневается, что будущее – исключительно за электронным документооборотом. |