От нелегальных собраний до массовых демонстраций — таков путь развития празднования Первомая на Ставрополье за более чем столетнюю историю. Об этом рассказал доцент кафедры истории России гуманитарного института СКФУ, кандидат исторических наук Евгений Оборский. По словам эксперта, изначально маёвки проводились тайно под надзором полиции и жандармерии. Ситуация изменилась во время революционных событий 1905 года. «Первые маёвки были нелегальными, и только в условиях Первой российской революции 1905 года празднование Первого мая приобрело массовый характер. Жители Ставрополя отметили этот день грандиозными митингами, чего раньше не было», — отмечает историк. Официальное признание праздник получил после Февральской революции 1917 года. В то время демонстрации были направлены на борьбу за трудовые права, введение восьмичасового рабочего дня и гражданские свободы. Участники также выступали с требованиями завершить Первую мировую войну. С 1920 года Первомай стал регулярным праздником. В течение последующих двух десятилетий сформировался традиционный формат торжеств: массовые шествия с лозунгами и праздничные мероприятия. Евгений Оборский подчеркивает, что даже в тяжелые годы Великой Отечественной войны праздник продолжали отмечать. После войны первомайские демонстрации проводились во всех населенных пунктах Ставропольского края. «Праздник прочно ассоциировался с лозунгом Мир! Труд! Май!. Эти идеи не потеряли своей актуальности и после распада СССР, а праздник получил новое, но уже привычное название День весны и труда», — заключает ученый. За прошедшее столетие Первомай трансформировался из подпольного собрания активистов во всенародное торжество, сохранив при этом свою первоначальную суть — отстаивание интересов рабочих. |