Искусственный интеллект (ИИ) все больше используют в разных сферах, в том числе образовании. О плюсах и минусах его внедрения в учебный процесс рассказал эксперт высшей школы креативных индустрий Северо-Кавказского федерального университета Александр Гапич. «Современная культура — это культура мгновенного удовлетворения. Видеоплатформы, соцсети, мессенджеры и даже образовательный процесс превращаются в поток быстро сменяющихся стимулов. Если ИИ используется как замена мышления, а не как его стимулятор, то с точки зрения социологии, это меняет саму структуру социализации от любознательного исследователя к пассивному потребителю знания», — отметил Гапич. Специалист подчеркнул, что при корректном применении нейросетей, когда они не предоставляют готовые решения, а побуждают ребёнка к размышлению и выдвижению гипотез, образовательные боты способствуют осознанному обучению и развитию. «Искусственный интеллект может негативно влиять на развитие творческого мышления, если его использовать как машину для поиска правильных ответов. Но он же может и стать катализатором активного развития, если представлять алгоритмы как инструменты совместных игр, провокатора идей или цифрового собеседника», — пояснил эксперт. Гапич обратил внимание на феномен «человеко-алгоритмического творчества», когда личная идея усиливается через алгоритмическое соавторство. Однако он предупредил о возможных психологических последствиях взаимодействия школьников с ИИ. Дети чувствительны к оценкам, а из-за ИИ, видящего ошибки и достижения, может сложиться ощущение постоянного контроля. С позиции социологии, полная интеграция искусственного интеллекта в образование может негативно сказаться как на учениках, которым будет недоставать эмпатии, так и на педагогах, рискующих утратить ощущение своей значимости. «Внедрение ИИ в образовательный процесс будет успешным только тогда, когда учитель будет не просто пользователем и модератором, а сам станет лидером образовательных изменений», — подчеркнул Александр Гапич. Для минимизации отрицательного воздействия искусственного интеллекта эксперт рекомендует простые, но действенные меры: соблюдение цифровой гигиены, развитие творческого мышления, эмоциональную поддержку и содействие со стороны родителей и преподавателей. |