Председатель судебного состава Судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда России Сергей Асташов заявил о необходимости удовлетворять иски граждан о компенсации морального вреда за навязчивую рекламу по телефону. Это заявление прозвучало на совещании судей судов общей юрисдикции, арбитражных и военных судов РФ. «Навязчивая реклама и звонки являются нарушением права на неприкосновенность частной жизни, что закреплено в статье 23 Конституции РФ и статье 151 ГК РФ. При таких обстоятельствах, которые доставляют всем огромное беспокойство, требование о компенсации морального вреда надо удовлетворять», — отметил Асташов. В качестве примера председатель судебного состава привел случай, когда гражданину регулярно поступали звонки из банка с предложением взять кредит. Несмотря на письменную претензию, телефонные обращения продолжались. Мужчина обратился в суд с требованием прекратить обработку его персональных данных и компенсировать моральный вред. Хотя суды трех инстанций в иске отказали, Судебная коллегия по гражданским делам ВС РФ не согласилась с этим решением. По информации экспертов, многие суды уже начали применять такой подход. В частности, в Курской области суд взыскал с сотового оператора две тысячи рублей в пользу местного жителя за навязывание рекламных SMS-сообщений, а также штраф в размере тысячи рублей и судебные расходы. Компенсации пока остаются небольшими, однако важен сам принцип: назойливость рекламщиков официально стала основанием для материальных претензий. |