По данным ЦБ, в, 2020 г. банки выдали рекордное количество расчётных и кредитных карт за семь лет, что эксперты связывают с эффектами пандемии. Заместитель декана факультета экономики, управления и права Северо-Кавказского института-филиала РАНХиГС Сергей Решетняк считает, что пандемия стала триггером, запустившим институт безналичного расчёта. До пандемии большинство граждан нашей страны предпочитали расплачиваться наличными. Это было связано и с менталитетом людей, привыкших считать деньгами то, что можно взять в руки, и с недостаточной степенью распространения по магазинам устройств для оплаты банковской картой. Многие предприниматели осознано шли на такой ход ввиду того, что расчёты наличкой позволяли занижать уровень доходов, тем самым снижая и налоги, а также желанием сэкономить на эквайринге. «Пандемия заставила бизнес перейти на безналичные расчёты в виду того, что хождение наличности было частично ограничено, многие предприниматели ещё и попытались на этом повысить свой уровень конкурентоспособности, поскольку показывали, что таким образом заботятся о здоровье клиентов. В итоге простой потребитель практически безболезненно перешел на безналичную форму расчётов. Отсюда и потребность в банковских картах, поскольку как одного из атрибутов безналичных расчётов. Второй фактор, фактический теневой передел рынка банковских услуг. Крупнейшие банки начинают уходить в цифровые экосистемы, уходя от исключительно банковской деятельности. Это открывает потенциал для заработка вне банковских операций. Поэтому есть подозрение, что постепенно крупные банки будут стараться снизить количество осуществляемых ими банковских операций с незначительным сальдо. Этот сегмент рынка станет вакантным. И банки второго эшелона уже сейчас стремятся сформировать свою клиентскую базу за счёт распространения своих банковских карт, по которым смогут осуществлять банковские услуги в отношении тех клиентов, которые не захотят становится частью банковских экосистем и предпочтут более классические варианты взаимодействия с банками. Поэтому сейчас большое количество карт является неактивными и ждут лучших времен. Выдаются такие карты банками скорее на перспективу. Часть карт, особенно кредитных, оказываются невостребованными, поскольку в период пандемии у людей сократились доходы, и они стали более внимательны к своим расходам, старясь экономить там, где это возможно. В любом случае, важным является тот фактор, что увеличился объём бытовых операций, совершаемых в безналичной форме, что укрепляет стабильность банковской системы. А это тот фактор, который станет важным в постпандемийный период», — рассказал заместитель декана факультета экономики, управления и права Северо-Кавказского института-филиала РАНХиГС Сергей Решетняк. |