Депутат Госдумы от «Единой России» Анатолий Выборный разработал законопроект, согласно которому распространение информации, повлекшей за собой ажиотажный спрос на основные продукты питания, должно наказываться административным штрафом (для физических лиц 200-500 тыс. руб., для юридических — 500-800 тыс. руб.) или лишением свободы на срок до трех лет. Политик подчеркнул, что распространение недостоверной информации приводит к ажиотажному спросу на конкретный товар, за которым следует резкий скачок цен. Иллюстрацией к сказанному является памятный всем дефицит соли, возникший в 2006 году на слухах о прекращении поставок этого продукта из Украины. С тех пор цена соли так и не вернулась на прежний уровень. Аналогичная ситуация периодически возникает то с гречкой, то с растительным маслом. Для России типичными причинами возникновения ажиотажного спроса, по мнению доцента кафедры менеджмента и предпринимательского права Северо-Кавказского института-филиала РАНХиГС Ирины Долговой, являются: во-первых, генетическая память населения о тотальном дефиците продуктов на определенных этапах развития страны. Люди, причем не только старшего поколения, легко верят в то, что полки в магазинах могут снова опустеть. во-вторых, брошенным в воду камнем, от которого расходятся волны панических слухов, являются, как правило, люди с низким уровнем дохода и высокой ценовой чувствительность — малоимущие и пенсионеры. Идущая от них волна тревожных домыслов и слухов накрывает и другие группы потребителей, захлестывает торговлю, прессу и т. п. Ирина Долгова так же подчеркивает, что, безусловно, играть на ожиданиях людей, провоцировать их на излишние закупки товаров — это преступление, которое должно быть наказано. Но тут возникают следующие вопросы: Кого наказывать? Эксперта, который дал прогноз развития рынка, основываясь на официальных статистических данных? Чиновника, который заявил, например, о неурожае сельскохозяйственной культуры или о сокращении поставок импортного сырья? Как доказать, что конкретно это, а не иное высказывание вызвало ажиотажный спрос и неконтролируемый рост цен? Как применять указанные меры наказания? За что назначить штраф по низшей границе, а за что — привлечь к уголовной ответственности? Пока ответ неясен, также как и механизм реализации данного законопроекта. «Проблема распространения недостоверной информации на российском рынке существует, но решать ее нужно иными способами. Вероятно, следует развить механизм предостережений в порядке, предусмотренном ст. 25.7 Закона о защите конкуренции, дополнив его механизмом контроля необоснованного роста цен. Также необходимо проводить разъяснительную работу с населением, раскрывая людям причины появления такой информации (желательно с указанием заинтересованных сторон). И все же главный вывод напрашивается следующий: усилия следует направлять не на ужесточение мер за высказывания, а на повышение социальной ответственности бизнеса перед населением страны. И вот на это депутатам Госдумы давно пора обратить внимание», — подытожила Ирина Долгова. |