Пенсионные саморегулируемые организации просят Минфин ускорить внесение законопроекта о гарантировании средств, добровольно накапливаемых в рамках программ негосударственного пенсионного обеспечения, отсутствие которого может указывать на то, что в Правительстве пока не определились с реформой. Разработка законопроекта о гарантировании средств, которые граждане добровольно копят в рамках программ негосударственного пенсионного обеспечения, запланирована только на 2022 год. Это следует из графика законопроектной деятельности Минфина. В Центробанке «Известиям» сообщили, что документ по страхованию взносов в размере 1,4 млн рублей уже готов. Пенсионные саморегулируемые организации обратились к главе Минфина Антону Силуанову с просьбой ускорить внесение документа. Как считают участники рынка, это позволит повысить доверие граждан к системе добровольных пенсий. Заместитель декана факультета экономики, управления и права Северо-Кавказского института-филиала РАНХиГС Сергей Решетняк считает, что, на самом деле, опасения пенсионных саморегулируемых организаций понятны: «Вопрос не только в том будет (и в каком виде) или не будет принят закон о гарантировании средств, добровольно накапливаемых в рамках программ негосударственного пенсионного обеспечения, вопрос в том каким видит Правительство пенсионную систему в целом. То, что гарантированность средств негосударственных пенсионных накоплений нужна, является неоспоримым фактом, поскольку, в отличие от банковских вкладов, они сейчас никак не защищены. Что делает их менее привлекательными, нежели вклады. А ведь именно с банками, по сути, и планируется конкурировать негосударственным фондам за «финансирование»». Из видимых спорных или пока неразрешенных аспектов является отсутствие понимания будет ли распространятся гарантия на инвестиционный доход от накоплений. «И тут есть над чем подумать. Излишняя степень гарантий может стать обременительной для негосударственных страховых фондов, что существенно скажется на их количестве, или на их живучести. Это создает те же инвестиционные риски, что сейчас есть в ПФР. Точнее не создает таковые. Не желая рисковать средствами застрахованных лиц, ПФР не особо активно участвует в инвестиционных программах. Если гарантии будут распространены и на инвестиционные доходы, это создает вероятность, что фонды, как и ПФР, не будут особо активны на рынке инвестиций, и вкладываться будут в стабильные, но малодоходные проекты. Что не позволит существенно заработать на инвестировании. А это, в свою очередь, создаёт вероятность малой степени различия деятельности таких фондов от государственного. И делает совершенно неконкурентоспособным по сравнению с инвестиционными фондами и банками. Но, как и отметил, эта проблема решаема. Причем, вполне возможно с ней разобраться ещё на стадии рассмотрения законопроекта в Думе. Отсюда и вопросы почему задержка. Есть ощущение, что Правительство всё ещё не определилось с итоговым вариантом реформы, как и с глобальным видением пенсионной системы в целом. Именно это ощущение неопределенности и настораживает. Опять же в свете разговоров о возможном слиянии ПФР, ФСС и ФОМС. Последнее видится уж излишне нереалистично. А вот тот факт, что Правительство уже обозначало три варианта решения проблемы с добровольным пенсионным страхованием (пусть и достаточно схожих, по сути), говорит о том, что к единственно верному, или единственно принимаемому для реализации решению пока ещё не пришли. А ведь именно от него и будет зависеть, что и себя будет представлять добровольное пенсионное страхование. А вопрос гарантированности накоплений – это скорее технический момент», - рассказывает заместитель декана факультета экономики, управления и права Северо-Кавказского института-филиала РАНХиГС Сергей Решетняк. |