Согласно Концепции внешней политики Российской Федерации, утвержденной Указом президента в 2016 году, п. 34 гласит: «Россия содействует политико-дипломатическому урегулированию региональных конфликтов на основе коллективных действий международного сообщества, исходя из того, что разрешение таких конфликтов возможно посредством вовлечения всех сторон в диалог и переговоры, а не посредством изоляции какой-либо из них». Кавказ, как регион, входящий в СНГ, «является одним из приоритетных направлений российской внешней политики». Как показали недавние события, конфликт между Азербайджаном и Арменией, Россия последовательно выступает за укрепление международной безопасности, стабильности на стратегическом и региональном уровнях. Усилия российской дипломатии на турецком направлении, так Турция выступила на стороне Азербайджана, принесли свои плоды. Появилась, в частности, информация, что между Россией и Турцией достигнута договоренность о готовности координировать свои действия для стабилизации обстановки в Нагорном Карабахе. Такая позиция сторон была изложена по результатам телефонных переговоров, между министрами иностранных дел Сергеем Лавровым и Мевлюта Чавушоглу. «Подтверждена готовность к плотной координации действий России и Турции для стабилизации обстановки в целях скорейшего возвращения урегулирования нагорнокарабахского конфликта в мирное переговорное русло», ― говорится в сообщении на сайте МИД России. Отмечается также, что сторонами «подчеркнута недопустимость вовлечения в конфликт боевиков незаконных вооруженных формирований из других регионов. Отмечена востребованность предельно взвешенных шагов в плане оказания политико-дипломатического содействия Баку и Еревану». Заведующий кафедрой истории, права и гуманитарных дисциплин Северо-Кавказского института-филиала РАНХиГС, профессор Фарман Кулиев отмечает, что посредническая деятельность для Российской Федерации продолжает оставаться одним из важнейших механизмов внешнеполитической деятельности России в зонах конфликтов. Необходимо отметить, что позиция Российской Федерации на современном этапе миротворчества основана на следующих позициях: — не смотря на роль главного арбитра, РФ следует логике переговорного процесса без предварительной жесткой фиксации подходов к решению основополагающих проблем конфликта и проявляет готовность к активному диалогу и сотрудничеству с вовлеченными акторами международной политики, — РФ готова выступать гарантом достигнутых соглашений. |