Кондитерская промышленность — неотъемлемая часть общероссийского продовольственного производства. Современные экономические реалии обострили необходимость совершенствования инструментов продвижения и реализации сладкой продукции как внутри страны, так и за ее пределы. На первом плане — конкурентное отстраивание компаний на внутреннем потребительском рынке: уход многих зарубежных кондитерских брендов не только освободил нишу для отечественного производителя, но и создал условия, при которых клиентские предпочтения еще только нужно завоевывать, а это, как показывает практика, не всегда удается: например, из-за санкций «Нестле» заменил свой раскрученный, разрекламированный и поэтому пользующийся спросом батончик «КитКат» на дугой, практически не известный российскому потребителю продукт — батончик «Гудмикс». В итоге многие эксперты кондитерской сферы признали замену провальной: при всех маркетинговых фишках (расположение у кассы, относительно низкая цена) конфета не нашла отклика у своих главных потребителей — детей, потому что она им НЕ знакома, НЕ интересна и ни с чем НЕ ассоциируется. Но это лишь один из частных случаев большого швейцарского холдинга, которому не так уж и важна конкурентная борьба за рынок страны, участие в экономике которой сегодня сопряжено с определенными рисками. Тем не менее, этот пример показателен для многих отечественных производителей: без продвижения нет продаж. Огромную и очень важную роль в приоритезации бренда или продукта у покупателя, безусловно, играют дистрибьюторы: именно они выстраивают маркетинговую коммуникацию между производителем и потребителем, всегда руководствуясь правилом, что спрос рождает предложение. Но дело в том, что сегодня концентрация кондитерских компаний на российском рынке высока настолько, что речь уже идет не об удовлетворении спроса, а о завладении покупательским выбором. Грубо говоря, среднестатистический россиянин будет «голосовать рублем» именно за тот продукт, который в полной мере отвечает сочетанию «цена-качество». И снова необходимо отметить, что оперативную информацию о востребованности продукта производителю способны дать только дистрибьюторы, поскольку именно они в режиме реального времени отслеживают запрошенные точками реализации объемы продукции и реальные продажи, поэтому могут формировать вполне объективные данные о покупательских предпочтениях. Конечно, производитель получает обратную связь и от торговых организаций, но, как правило, она доходит гораздо медленнее, и за это время компания успевает произвести довольно большой объем продукции, которая, как потом оказывается, не нашла отклик у покупателя. А это непозволительная роскошь в масштабах современного производства. Как руководитель региональной дистрибьюторской организации, работающей с такими крупными кондитерскими концернами, как «Славянка», «Акконд», «Азовская кондитерская фабрика», могу отметить еще несколько важных инструментов увеличения продаж и повышения лояльности покупателей. Во-первых, реальное и адекватное понимание потребностей разных целевых аудиторий. Например, крупные супермаркеты ориентированы на разнообразный ассортимент «кондитерки», в котором, впрочем, превалирует так называемы массовый сегмент — печенья, снеки, мармелады и несколько десятков видов относительно недорогих конфет. Специализированные магазины — чайные, кофейные, алкомаркеты — уже ориентированы на реализацию более специфической продукции: шоколадных наборов, сладких подарков, кондитерского эксклюзива и так далее. Постепенно растет спрос и на так называемые полезные сладости: мультизлаковые и сокосодержащие конфеты, изделия с минимальным содержанием сахара или произведенные с использованием преимущественно натуральных компонентов. Сегментировать и актуализировать поставки фабрикам также помогает грамотный дистрибьютор. Во-вторых, четкая организация доставки кондитерской продукции от производителей на региональные склады и рынки сбыта. В противном случае могут возникнуть ситуации, когда товар нужен в магазине, но он либо не поставлен в полном объеме, либо поставки осуществляются с задержкой. Если покупатель спрашивает продукт раз, другой, третий, а его нет в продаже, то в конце концов он просто найдет замену и благополучно забудет о той сладости, которая ему в принципе понравилась, однако не настолько, чтобы тратить время и нервы на ее поиски. Чтобы таких ситуаций не возникало, дистрибьютор должен отслеживать товарную логистику и вовремя обеспечивать нужный торговым точкам объем продукции. А для этого необходимо обладать собственной складской инфраструктурой. «Сладкий рай» располагает специализированным складом площадью 6500 м, вмещающим огромный ассортимент сладостей от фабрик-партнеров, поэтому производители, с которыми мы сотрудничаем, могут быть уверены в том, что мы не допустим никаких форс-мажоров с поставками. Ну и, в-третьих, стабильно высокое качество. Конечно, сладости — это не самая большая часть рациона человека, но при этом одна из самых важных, потому что ее назначение — дарить удовольствие, хорошие эмоции и радость. Поэтому и к выбору кондитерских изделий мы подходим особенно тщательно, выбирая то, что нам действительно нравится. У российских кондитеров сейчас масса возможностей, но быть победителем на рынке можно, лишь предлагая лучшее.
Автор: Эдуард Бегларян, руководитель дистрибьюторской компании «Сладкий рай» |