Перспективы реализации краевого урожая зерна, новые направления экспорта и логистику обсудили в министерстве сельского хозяйства Ставрополья накануне. Как прозвучало, на сегодня на экспорт направлено 1939,3 тысячи тонн зерна урожая этого года: прямой экспорт за рубеж — 258,6 тысячи тонн, зерно, отгруженное в порты, — 1680,7 тысячи тонн. Это на 30% больше, чем в прошлом году (1,3 миллиона тонн). Однако это же и спровоцировало рост пиковых нагрузок в портах Краснодарского края на 40%, являющихся основными пунктами отправки зерна за рубеж. Ситуация усложняется увеличением объёмов поставок из центральных регионов России, нехваткой железнодорожных составов и длительными сроками их предоставления под погрузку — в этом сезоне в среднем время подачи вагонов растянулось с привычных 10 дней до месяца. Начиная с прошлого года, по поручению губернатора краевой Минсельхоз прорабатывает различные проекты увеличения экспорта, в том числе и в условиях повышенной нагрузки на логистическую инфраструктуру. Одним из перспективных направлений сбыта зерна остаётся так называемый «Прикаспийский вектор», предполагающий активное использование железнодорожных транспортных систем Азербайджана и Грузии, являющихся относительно свободными и доступными по цене, в последние годы перевозка в вагонах стала конкурировать с водным транспортом. Дополнительным стимулом увеличения поставок станет строительство зернового терминала на границе Азербайджана и Ирана, который появится на территории свободной экономической зоны «Астара». Это позволит увеличить объёмы экспорта зерна в Иран, используя в качестве транзитного крупнейший порт Бандар-Аббас, с последующей отправкой в Саудовскую Аравию, Дубай и Египет. Реализация совместного проекта российско-азербайджанской компании ЗАО «АзРусТранс» позволит Ставрополью увеличить объёмы поставок пшеницы и других зерновых культур на экспорт в страны прикаспийского региона по железной дороге «Астара — Решт — Казвин» уже с 2018 года, а также обеспечить выход на Махачкалинский морской торговый порт, который в ближайшей перспективе станет одним из основных каналов экспорта зерна на Юге России. В свою очередь в 2017–2018 годах компания ОАО «Объединенная Зерновая Компания» приступит к реализации на территории Ставропольского края проекта реконструкции загрузочно-формирующего узла на Будённовском элеваторе общей стоимостью 880 миллионов рублей. Другим обсуждаемым на заседании вопросом стало взаимодействие участников зернового рынка в рамках правил, предложенных Хартией в сфере оборота сельскохозяйственной продукции. Напомним, что компании, принявшие условия, взяли обязательство работать честно и прозрачно, не получая конкурентного преимущества за счёт неуплаты налогов, стремятся приобретать продукцию у добросовестных участников рынка, проявляют должную предусмотрительность при выборе контрагента и грузоперевозчика. По мнению участников совещания, только благодаря Хартии удалось повысить культуру рабочих взаимоотношений между производителями и экспортерами — правила внесли порядок и сделали работу между сельхозтоваропроизводителями и трейдерами более прозрачной. Также ими были внесены предложения по вопросам своевременного декларирования зерна товаропроизводителями для сокращения в дальнейшем сроков отгрузки. — Зерновое производство — самое мощное звено в экономике агропромышленного комплекса края. А экспорт зерна определяет финансовую состоятельность сельскохозяйственного сектора. Поэтому для нас сейчас как никогда важно решение вопросов взаимодействия производителей, экспортеров и логистических компаний, — заключил глава Минсельхоза Владимир Ситников. |