Удобство против безопасностиС наступлением теплого сезона многие автомобилисты задаются вопросом: разрешается ли управлять транспортным средством в летней обуви — тапочках, шлепанцах или вовсе босиком? «Водитель должен иметь возможность применить достаточную для торможения силу, а в случае со шлепанцами или босыми ногами это может стать проблемой», — предупреждает представитель Королевского автомобильного клуба Саймон Уильямс. Оказывается, этот вопрос волнует не только российских водителей, но и автомобилистов по всему миру, а ответ на него далеко не так однозначен, как может показаться на первый взгляд. Что говорит российское законодательствоМногие водители будут удивлены, но действующие Правила дорожного движения Российской Федерации не содержат прямого запрета на управление автомобилем в шлепанцах, тапочках, обуви на каблуках или даже босиком. В ПДД отсутствуют какие-либо требования к обуви водителя, а значит, формально инспектор ГИБДД не может выписать штраф исключительно за неудобную обувь при обычной проверке документов. Однако это не означает полную безнаказанность. Сотрудники дорожной полиции обращают внимание на пункт 2.7 ПДД, который запрещает водителю управлять транспортным средством при наличии неисправностей или условий, при которых эксплуатация запрещена. Если неудобная обувь помешает водителю адекватно отреагировать на дорожную ситуацию и это станет причиной ДТП или нарушения, инспектор вправе расценить выбор обуви как фактор, способствовавший происшествию. В этом случае можно получить штраф по статье 12.5 КоАП РФ за управление транспортным средством при наличии неисправностей или условий, при которых эксплуатация запрещена. Почему легкая обувь опасна за рулемИсследования безопасности дорожного движения показывают реальную угрозу, которую представляет неподходящая обувь. Пляжные шлепанцы и сланцы возглавляют рейтинг самой опасной обуви для водителей. По данным социологического опроса, проведенного в Великобритании, около 60% автомобилистов признались, что управляют машиной в неудобных «вьетнамках», а 20% продолжают использовать обувь, которая уже приводила их к аварийным ситуациям. Главная проблема шлепанцев заключается в отсутствии фиксации на ноге. Обувь без задника может соскользнуть в самый неподходящий момент и застрять под педалями, создав критическую ситуацию. Шлепанцы цепляются за край педали акселератора при экстренном торможении, что может привести к непреднамеренному ускорению вместо остановки. Научные эксперименты выявили конкретные цифры: плохо зафиксированная обувь увеличивает время реакции водителя примерно на 0,13 секунды. Переброс ступни с педали газа на педаль тормоза в шлепанцах занимает около 0,04 секунды — это в два раза медленнее, чем в правильно подобранной обуви. На скорости 95 км/ч такая задержка увеличивает тормозной путь на 3,5 метра, что может стать критическим при попытке избежать столкновения. Вождение босиком: коварные опасностиМногие водители полагают, что управление автомобилем босиком безопаснее, чем в шлепанцах, ведь нога не сковывается обувью и непосредственно контактирует с педалями. Однако эксперты предостерегают от такого решения. В резиновые протекторы педалей часто забиваются мелкие камни, песок и острые частицы, которые при сильном нажатии впиваются в кожу стопы, вызывая острую боль. При экстренном торможении водитель инстинктивно ослабляет давление или вовсе убирает ногу с педали, чтобы избежать болевых ощущений. Это приводит к потере контроля над автомобилем в критический момент. Кроме того, босые ноги быстрее устают при длительной поездке, а отсутствие достаточного трения между кожей и педалью может привести к соскальзыванию стопы. Как наказывают в других странахВ отличие от России, многие государства законодательно регулируют требования к обуви водителя. Во Франции штраф за управление автомобилем в «вьетнамках» составляет 90 евро, а в Испании дорожная полиция может выписать квитанцию на 200 евро. В американском штате Алабама и Гонконге вождение босиком категорически запрещено законом. В Германии босоногий водитель может лишиться страховой выплаты в случае ДТП, даже если авария произошла не по его вине. Бельгийское законодательство требует от водителей «постоянной возможности осуществления маневра», и федеральная полиция рассматривает вождение босиком как нарушение этого требования. В Великобритании, Германии и Италии инспекторы могут оштрафовать по обвинению в «отсутствии надлежащего контроля над транспортным средством». Рейтинг опасной обувиБританский опрос показал, какую обувь водители считают наиболее рискованной для управления автомобилем: — 51% — пляжные шлепанцы или сланцы — 49% — босые ноги — 38% — туфли на танкетке с толстой подошвой — 25% — легкие тканевые туфли без задника — 18% — сандалии Высокие каблуки также представляют серьезную угрозу. Обувь на каблуке более 5 сантиметров искажает естественный угол стопы, снижает чувствительность и точность нажатия на педали. Исследование показало, что около 11,5 миллиона жительниц Великобритании, управляющих автомобилем в неудобной обуви, представляют угрозу для себя и окружающих участников дорожного движения. Какая обувь подходит для вожденияКоролевский автомобильный клуб разработал конкретные рекомендации по выбору обуви для водителей. Идеальная обувь должна быть легкой, с нескользкой подошвой толщиной не более 10 миллиметров, но при этом не слишком тонкой или мягкой. Она не должна ограничивать движения голеностопного сустава и быть достаточно узкой, чтобы при нажатии не задевать соседние педали. Лучше всего для управления автомобилем подходят спортивные кроссовки с плоской подошвой, мокасины или легкие ботинки с хорошей фиксацией на ноге. Опытные водители рекомендуют держать в машине специальную пару обуви для вождения. Согласно британскому опросу, только 36% женщин и 12% мужчин имеют такую привычку, хотя это простое решение значительно повышает безопасность на дороге. |