Международная группа исследователей провела масштабный метаанализ, охвативший 117 научных работ с данными о более чем 292 тысячах детей по всему миру. Результаты опубликованы в журнале Psychological Bulletin Американской психологической ассоциации. «Дети проводят всё больше времени у экранов — развлекаются, делают домашние задания, общаются с друзьями», — отметил Майкл Нетел, доцент школы психологии Университета Квинсленда и один из авторов работы. Учёные изучили взаимосвязь между временем использования гаджетов и социально-эмоциональными проблемами, включая агрессию, тревожность и низкую самооценку. Экранная активность включала социальные сети, видеоигры, просмотр телевизора и выполнение домашних заданий онлайн. Анализ показал: чем больше дети взаимодействуют с электронными экранами, тем выше вероятность развития социально-эмоциональных расстройств. Это касается как внутренних проблем (тревожность, депрессия), так и внешних проявлений (агрессия, гиперактивность). В то же время дети с эмоциональными трудностями чаще используют экраны как механизм преодоления стресса. Дети возраста 6-10 лет более склонны к развитию социально-эмоциональных проблем при увеличении экранного времени. Девочки в целом более восприимчивы к развитию подобных нарушений при длительном использовании гаджетов. Тип контента и цель использования экранов также играют роль. Видеоигры связаны с более высокими рисками по сравнению с образовательным или развлекательным контентом. Дети с социально-эмоциональными проблемами чаще обращаются именно к играм для преодоления трудностей. Нетел отмечает, что родителям стоит внимательно подходить к выбору экранного контента и использовать родительский контроль для управления временем. Он подчеркнул: детям, которые много времени проводят у экранов, может потребоваться эмоциональная поддержка, а не только ограничения. |