Фестиваль адыгской (черкесской) культуры «Адыгский мир» собрал полный зрительский зал во Дворце культуры и спорта Ставрополя. Яркий национальный праздник подарили жителям и гостям краевого центра устроители концерта — Ставропольская краевая общественная организация «Черкесский культурный центр «Адыги» при поддержке комитета СК по делам национальностей и казачества. Главным солистом концерта стал государственный академический ансамбль народного танца Адыгеи «Нальмэс», блистательно выступавший под шквал зрительских оваций. Парящие над сценой джигиты и грациозные горянки представили всю палитру фольклорной культуры адыгов и богатство их танцевальных традиций. З Зрители погрузились в исторический мир мужского танца всадника-абрека, роскошного, княжеского танца Кафа, романтично-прекрасного народного танца Исламей, воспевающего чувства любви юноши к девушке. Исламей родился из легенды о том, как однажды юноша по имени Ислам увидел в небе парящих орла и орлицу и воплотил этот долгий круговой полёт в движении. Во время концерта звучали и новые композиции, созданные на основе фольклора. Любовь к малой родине, семье звучала в песнях народной артистки Адыгеи, заслуженной артистки Абхазии Симы Куйсоковой, народного артиста России Али Ташло. Украшением этого вечера стали национальные костюмы, выполненные художником-модельером из Карачаево-Черкессии Заремой Нахушевой. На манекенах и фотографиях были представлены роскошные свадебные и вечерние платья, стилизованные под национальные особенности адыгского костюма. Модельер Зарема Нахушева призналась, что считает главной идеей своей работы создание такой одежды, в которой бы органично соединялись современные возможности и ткани с лучшими историческими традициями, сообщает пресс-служба комитета Ставрополья по делам национальностей и казачества. — В старину девушки сами готовили свадебные платья, вышивали орнаменты вечерами, что демонстрировало их умения и фантазию. В своих костюмах мы тоже используем кропотливый ручной труд: шитьё золотой нитью, жемчуг и национальный адыгский орнамент, который ни с чем не спутаешь. Он локаничен, но при этом обладает свойственной только ему народной эстетикой: закрытость, строгость и изящество силуэта, цветовая гамма, исключающая, например, сочетания желтого и синего цветов, что считалось у адыгов некрасивым. Модельер рассказала, что с языческих времен сохранилась традиция вышивки в определённых «уязвимых» местах, когда орнаменту придавалась функция амулета-оберега. Но и сегодня в нём можно рассмотреть влияние разных исторических эпох: и христианские кресты, и полумесяцы. Неизменной остаётся и высокая конусообразная шапочка, свидетельствующая о высоком статусе её владелицы. |