На прошлой неделе в Москве завершилась серия семинаров по программе повышения квалификации преподавателей и методистов, внедряющих программы финансовой грамотности в системе общего и среднего профессионального образования. Десять специалистов из Ставропольского регионального методического центра получили аттестацию и в скором времени приступят к обучению школьных преподавателей, которые в дальнейшем будут учить основам финансовой грамотности учащихся школ и техникумов региона. Всего в течение двух лет в Ставропольском крае планируется подготовить не менее тысячи учителей, которые смогут на высоком уровне вести основы финансовой грамотности факультативно или в рамках внеурочной деятельности. Значимость финансовой грамотности в современном обществе исключительно велика. Нередки случаи, когда взрослые люди, получив, казалось бы, хорошее образование, не умеют разумно спланировать семейный бюджет, оценить свои финансовые перспективы, берут кредиты и не могут их вернуть, под воздействием мошенников вкладывают деньги в сомнительные проекты, становятся жертвами финансовых пирамид. Одна из ключевых причин — в недостатке финансовых знаний, умений и навыков, которые человек должен приобретать уже в школьном возрасте. Обязательного предмета, посвященного финансовой грамотности, в российских школах нет — некоторые её элементы дети изучают в рамках обществознания и экономики. Однако предмет «Основы финансовой грамотности» школы могут вводить в качестве факультативов, курсов по выбору или в рамках внеурочной деятельности, на которую новые образовательные стандарты предусматривают до 10 часов в неделю. Подготовку методистов и учителей для преподавания финансовой грамотности координирует Федеральный методический центр по финансовой грамотности системы общего и среднего профессионального образования (ФМЦ) в рамках проекта Минфина России и Всемирного банка «Содействие повышению уровню финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в РФ». Помимо Ставропольского края, в проекте участвуют 14 регионов России, от Калининграда до Хабаровска, там созданы региональные методические центры (РМЦ). Реализовать проект планируют в течение двух лет, обучив за это время по всей России 12,5 тысячи учителей. — Мы готовы обучать учителей даже таких далёких от финансовой проблематики предметов, как технология и физкультура, — отмечает руководитель ФМЦ, профессор Департамента финансов Высшей школы экономики Николай Берзон. — Но если учитель ведёт непрофильный предмет, то есть не экономику и не обществознание, то сначала он должен пройти адаптационный курс, рассчитанный на 24 часа, и только потом — базовый 72-часовой курс финансовой грамотности. Сам же базовый курс состоит из двух частей. Первая часть изучается дистанционно: авторы проекта записали шесть видеокурсов по различным разделам финансовой грамотности — «Управление личными финансами», «Фондовый рынок», «Банковские услуги и отношения людей с банками» и другие. Все они размещены на портале Федерального методического центра www.fmc.hse.ru в открытом доступе, на их освоение отводится 36 учебных часов, после этого проходят очные занятия — лекции, семинары, дискуссии, деловые игры. На них также отводится 36 часов. Обучение будет проходить на базе Северо-Кавказского института — филиала РАНХиГС при президенте РФ, где развёрнут региональный методический центр в нашем крае. Дополнительную информацию о проекте можно получить в пресс-службе ФМЦ (+7 495 772-9567, press@hse.ru). |